Рельсы Великого Сибирского пути прошли через Курган в 1894 г. Для строительства и функционирования дороги необходимы были кадры. Поэтому Министерство путей сообщения повсеместно строило свои школы. Так и в Кургане недалеко от вокзала была построена одноэтажная деревянная школа. В этом здании 1 ноября 1899 года было открыто двуклассное железнодорожное училище, в котором учились дети железнодорожников.

В архивной справке, выданной государственным архивом Курганской области от 23 сентября 1998 года, сказано: «…Курганское двухклассное, на станции «Курган» Омской железной дороги, Курганского уезда. Откр. 1 ноября 1899 г. Помещается в собственном здании. Средства на своё содержание получает по смете Министерства Путей Сообщения.

Основание: СИФ. «Памятная книжка Западно-Сибирского учебного округа на 1916 г., заключающая в себе список учебных заведений». Томск. 1916. С.430.»

Тогда в училище было два отделения: на первом учились учащиеся 1,2,3 классов, на втором – учащиеся 4,5 классов. В 1908 году училище располагалось в двух зданиях. Во втором здании школы размещалось 4 класса, квартиры директора и технического персонала школы, учительская и раздевалка для учеников. Помещение отапливалось печами.

На 1-е января 1916 года в училище было 145 мальчиков и 26 девочек. В 1919 году училище было передано в ведение гороно и стало называться «Единой трудовой советской начальной школой № 16 г. Кургана».

В 1925 году школа была реорганизована и называлась «Курганская 2-я семилетняя железнодорожная школа ст. Курган Омской железной дороги». Начальные классы располагались в здании по ул. Станционной, а 5-7 классы находились в здании по ул. Кирова и Горького (здание бывшего тетра-студии «Суббота»). Найти документы этого периода не удалось, т.к. в 30-е годы Омская железная дорога была ликвидирована, а документы её попали в разные архивы или были утрачены.

В школе было примерно около 600 учащихся, 14 классов, дети учились в две смены. В эти годы при школе был впервые открыт интернат.

В 1936 году школа снова стала начальной, и была вновь передана в ведение Министерства Путей Сообщения. Ей был присвоен номер № 30, который она с гордостью носит и по сей день. Её название стало - «Начальная железнодорожная школа № 30». Первой заведующей школы № 30 была Саломахина Мария Федоровна. В нашей она школе проработала 23 года учителем начальных классов, заведующей школы. За добросовестный труд награждена орденом «Знак почета» и медалями «За доблестный труд» и «Трудовую доблесть».

Школа в годы Великой Отечественной войны была начальной и, по-прежнему, располагалась в двух зданиях. В каждом здании было по 4 классных комнаты. Классы были небольшие, но светлые, уютные. В школе было 17 классов, в которых обучалось 700 учащихся.

В школе работали одни женщины, дети учились в 3 смены. Во втором здании находился эвакопункт. Это было трудное суровое время. Не хватало дров, было холодно, замерзали чернила, не было тетрадей, писали на газетной бумаге. Изучали предметы: русский язык, чистописание, арифметику, чтение, рисование, физкультуру, пение. Оценки выставляли за прилежание и поведение. Несмотря на большие трудности, дети учились с большим старанием. Помогали фронту: собирали посылки. Кто нес теплые носки, варежки, а кто – платочки, кисеты. Писали письма. Каждое письмо с фронта было большим событием. В школе было создано несколько тимуровских команд, которые оказывали помощь семьям фронтовиков: пилили, кололи дрова, нянчились с малышами.

За Тоболом в районе Кировского моста школе был отведен участок земли для школьного огорода, где дети выращивали овощи для своих горячих завтраков. Этот участок в годы войны стал «кормильцем» для всех учеников и учителей школы.

В годы войны, заведовала школой Козьминых Нина Константиновна. За свой самоотверженный труд она отмечена правительственными наградами: медалями « За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «Ветеран труда», орденом «Знак почета», знаком «Почетному железнодорожнику». В 1964 году Козьминых Н.К. присвоено почетное звание заслуженного учителя.

В 1952 году начальная школа реорганизована в семилетнюю, в 1961 году – в восьмилетнюю, в 1962 году – в среднюю. В 1962 году рядом со старым деревянным школьным зданием было построено типовое 4-х этажное кирпичное здание средней школы. Первым директором средней школы № 30 стал учитель физики, участник Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Назаров Виктор Васильевич.

Деревянное здание школы прослужило до 1962 года. Когда была построена новая школа, старое здание разобрали и перевезли на станцию Утяк. Сначала в нем размещалась лыжная база спортивного общества «Локомотив», сейчас это жилой дом.

Совместными усилиями директора школы Родикова Александра Степановича и начальника Курганского отделения железной дороги Слосмана Вениамина Менделеевича, в сентябре 1993 г. открыт пристрой к школе. Сейчас на 1 этаже нового здания – театральный и зеркальный залы, кабинет технологии, школьный музей, 2 и 3 этажи занимают учащиеся начальных классов. На 4-ом этаже - школа искусств № 1. Первого сентября 1994 г. открыты спортзал и столовая.

Через нашу школу прошло много учителей. Одни работали недолго, другие по 15-25 и более лет. Но все они вместе делали великое дело: учили, воспитывали в своих учениках любовь к Родине, желание защищать её от врагов, гордиться её достижениями.

Этому есть много примеров. На стене Славы гимназии размещены мемориальные доски нашим выпускникам: Герою Советского Союза Криволапову Григорию Архиповичу, полному кавалеру ордена Славы Чурикову Геннадию Петровичу, герою Социалистического труда Карпешу Борису Петровичу, капитану, погибшему в Афганистане при выполнении интернационального долга, Олькову Юрию Ивановичу, известному поэту 20 века Вознесенскому Андрею Андреевичу.

 

Руководитель школьного музея «Память» Т.М.Позднякова