РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО ПОРЯДКУ ПРИЕМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ ИМУЩЕСТВА, ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ОТ БЛАГОТВОРИТЕЛЕЙ

Порядок приема и оформления пожертвований регламентируется Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – НК РФ), Федеральным законом от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее – Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»), а также указанием Центрального банка Российской Федерации от 11 марта 2014 года № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства».

В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» благотворительной деятельностью является добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Участниками благотворительной деятельности являются граждане и юридические лица, осуществляющие благотворительную деятельность, в том числе путем поддержки существующей или создания новой благотворительной организации, а также граждане и юридические лица, в интересах которых осуществляется благотворительная деятельность: благотворители, добровольцы, благополучатели.

Благотворители – лица, осуществляющие благотворительные пожертвования в формах:

бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности;

бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности;

бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) выполнения работ, предоставления услуг.

Благотворители вправе определять цели и порядок использования своих пожертвований.

Добровольцы – физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности).

Благополучатели – лица, получающие благотворительные пожертвования от благотворителей, помощь добровольцев.

К целям благотворительной деятельности относится, в частности, содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовного развития личности.

Таким образом, с точки зрения закона к благотворительным пожертвованиям относятся следующие действия граждан и юридических лиц: взносы родителей (законных представителей) на оплату охраны образовательных учреждений либо иных нужд учреждения, целевые взносы некоммерческих организаций (фондов) на развитие образования, гранты, денежные средства и имущество, безвозмездно передаваемые образовательным учреждениям предпринимателями и коммерческими структурами, а также безвозмездная деятельность граждан и благотворительных организаций по выполнению работ, оказанию услуг.

При этом основным признаком, позволяющим отнести поступающие в доход образовательного учреждения средства к благотворительным средствам, является безвозмездный характер их передачи. Именно этим благотворительные средства отличаются от спонсорских взносов, которые согласно законодательству о рекламе являются возмездными и по сути представляют собой плату за рекламу и облагаются налогом на прибыль, как обычные доходы от предпринимательской и иной аналогичной деятельности.

Благотворительная деятельность в форме передачи имущества, в том числе денежных средств, может осуществляться на основании двух видов гражданско-правовых договоров: дарения (статья 572 ГК РФ) и пожертвования (статья 582 ГК РФ).

«По договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом» (пункт 1 статьи 572 ГК РФ).

Что касается пожертвований, то в данном случае следует руководствоваться статьей 582 ГК РФ, согласно которой пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. При этом пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным организациям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, а также государству и другим субъектам гражданского права.

Пожертвование представляет собой разновидность дарения. Его особенность заключается в предмете договора, в качестве дара в данном случае может выступать только вещь или имущественное право, но не освобождение одаряемого от имущественной обязанности, как это имеет место в обычном договоре дарения. Предметом пожертвования может выступать любое имущество, которым лицо в праве распорядиться, чаще всего это денежные средства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 582 ГК РФ определен достаточно узкий субъективный состав одаряемых: граждане, лечебные, воспитательные учреждения, учреждения социальной защиты и другие аналогичные учреждения, благотворительные, научные и образовательные организации, фонды, музеи и другие учреждения культуры, общественные и религиозные организации, иные некоммерческие организации в соответствии с законом, а также государство и другие субъекты гражданского права, указанные в статье 124 ГК РФ.

Статья 124 ГК РФ в качестве субъектов гражданского права называет следующих субъектов: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования, которые могут выступать в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами.

На принятие пожертвования не требуется чьего-либо разрешения или согласия (пункт 2 статьи 582 ГК РФ).

Благотворители вправе определять порядок и цели использования своих пожертвований.

Юридическое лицо, принимающее пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества (пункт 3 статьи 582 ГК РФ).

Необходимым признаком пожертвования является направленность воли сторон не только на безвозмездную передачу вещи или права, но и на достижение в результате этого какой-либо общественно полезной цели. При этом при пожертвовании имущества юридическим лицам дарителем может быть обусловлено использование этого имущества по определенному назначению. Если такое условие в договоре отсутствует, то пожертвованное имущество используется одаряемым в соответствии с назначением имущества.

Указание назначения благотворительной помощи имеет важное значение для налогообложения полученного имущества. Основные проблемы при этом могут возникнуть по поводу налогообложения прибыли. Нецелевое использование имущества, полученного в виде безвозмездного благотворительного пожертвования, может быть причиной его классификации налоговыми органами как внереализационных доходов (пункт 14 статьи 250 НК РФ) с соответствующими налоговыми и штрафными последствиями. Поэтому наиболее целесообразно употреблять следующие формулировки целевого назначения безвозмездных пожертвований: на развитие материальной базы образовательного учреждения, на уставную деятельность образовательного учреждения. При применении последней формулировки необходимо иметь в виду, что налоговое законодательство разделяет целевые поступления (в частности, благотворительные) на две части: содержание учреждения и ведение уставной деятельности.

Факт целевого использования полученного имущества, выполненных работ, оказанных услуг должен подтверждаться актами или иными документами.

 

Порядок приема имущества в виде денежных средств

 

Все пожертвования, полученные в виде денежных средств, должны зачисляться на лицевые счета образовательных учреждений (или на счет Централизованной бухгалтерии при отсутствии у образовательного учреждения собственного лицевого счета).

Расходование благотворительных пожертвований в форме денежных средств допускается только в соответствии с их целевым назначением, определенным в договоре пожертвования. На основании договора пожертвования составляется смета расходов, которая утверждается руководителем образовательной организации.

В частности, возможен и другой механизм.

Учитывая, что статья 154 ГК РФ допускает совершение как двухсторонних, так и многосторонних (с участием 3 и более лиц) сделок, статья 313 ГК РФ предусматривает возможное исполнение обязательства третьими лицами, возможно заключение договора с охранным предприятием с участием в договоре в качестве плательщика представителя родительской общественности, на которого и возлагается обязанность оплаты услуг охраны, оказываемых специализированной организацией.

Сумма оплаты должна поступать на расчетный счет охранного агентства, оплата наличными не допускается.

Непременным условием благотворительной деятельности является принцип добровольности, в противном случае данная деятельность по привлечению средств физических лиц не будет являться благотворительной.

Во избежание налоговых последствий благотворитель и благополучатель должны заключить договор пожертвования, который составляется в простой письменной форме и не требует нотариального заверения.

 

Договор пожертвования недвижимого имущества подлежит государственной регистрации (пункт 3 статьи 574 ГК РФ).

 

 

Приложение № 1

 

Гражданский кодекс РФ (часть вторая)

Федеральный закон от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ

(Извлечение)

 

Статья 572. Договор дарения

 

  1. По договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.

При наличии встречной передачи вещи или права либо встречного обязательства договор не признается дарением. К такому договору применяются правила, предусмотренные пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса.

  1. Обещание безвозмездно передать кому-либо вещь или имущественное право либо освободить кого-либо от имущественной обязанности (обещание дарения) признается договором дарения и связывает обещавшего, если обещание сделано в надлежащей форме (пункт 2 статьи 574) и содержит ясно выраженное намерение совершить в будущем безвозмездную передачу вещи или права конкретному лицу либо освободить его от имущественной обязанности.

Обещание подарить все свое имущество или часть всего своего имущества без указания на конкретный предмет дарения в виде вещи, права или освобождения от обязанности ничтожно.

  1. Договор, предусматривающий передачу дара одаряемому после смерти дарителя, ничтожен.

К такого рода дарению применяются правила гражданского законодательства о наследовании.

 

Статья 574. Форма договора дарения

 

  1. Дарение, сопровождаемое передачей дара одаряемому, может быть совершено устно, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

Передача дара осуществляется посредством его вручения, символической передачи (вручение ключей и т.п.) либо вручения правоустанавливающих документов.

  1. Договор дарения движимого имущества должен быть совершен в письменной форме в случаях, когда:

дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает три тысячи рублей;

договор содержит обещание дарения в будущем.

В случаях, предусмотренных в настоящем пункте, договор дарения, совершенный устно, ничтожен.

  1. Договор дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации.

 

Статья 575. Запрещение дарения

 

  1. 1. Не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей:

1) от имени малолетних и граждан, признанных недееспособными, их законными представителями;

2) работникам образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, и аналогичных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гражданами, находящимися в них на лечении, содержании или воспитании, супругами и родственниками этих граждан;

3) лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей;

4) в отношениях между коммерческими организациями.

  1. Запрет на дарение лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России, установленный пунктом 1 настоящей статьи, не распространяется на случаи дарения в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями. Подарки, которые получены лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственными служащими, муниципальными служащими, служащими Банка России и стоимость которых превышает три тысячи рублей, признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта Российской Федерации или муниципальной собственностью и передаются служащим по акту в орган, в котором указанное лицо замещает должность.

 

Статья 576. Ограничения дарения

 

  1. Юридическое лицо, которому вещь принадлежит на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, вправе подарить ее с согласия собственника, если законом не предусмотрено иное. Это ограничение не распространяется на обычные подарки небольшой стоимости.
  2. Дарение имущества, находящегося в общей совместной собственности, допускается по согласию всех участников совместной собственности с соблюдением правил, предусмотренных статьей 253 настоящего Кодекса.
  3. Дарение принадлежащего дарителю права требования к третьему лицу осуществляется с соблюдением правил, предусмотренных статьями 382 - 386, 388 и 389 настоящего Кодекса.
  4. Дарение посредством исполнения за одаряемого его обязанности перед третьим лицом осуществляется с соблюдением правил, предусмотренных пунктом 1 статьи 313 настоящего Кодекса.

Дарение посредством перевода дарителем на себя долга одаряемого перед третьим лицом осуществляется с соблюдением правил, предусмотренных статьями 391 и 392 настоящего Кодекса.

  1. Доверенность на совершение дарения представителем, в которой не назван одаряемый и не указан предмет дарения, ничтожна.

 

Статья 577. Отказ от исполнения договора дарения

 

  1. Даритель вправе отказаться от исполнения договора, содержащего обещание передать в будущем одаряемому вещь или право либо освободить одаряемого от имущественной обязанности, если после заключения договора имущественное или семейное положение либо состояние здоровья дарителя изменилось настолько, что исполнение договора в новых условиях приведет к существенному снижению уровня его жизни.
  2. Даритель вправе отказаться от исполнения договора, содержащего обещание передать в будущем одаряемому вещь или право либо освободить одаряемого от имущественной обязанности, по основаниям, дающим ему право отменить дарение (пункт 1 статьи 578).
  3. Отказ дарителя от исполнения договора дарения по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 настоящей статьи, не дает одаряемому права требовать возмещения убытков.

 

Статья 582. Пожертвования

 

  1. Пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным организациям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статье 124 настоящего Кодекса.
  2. На принятие пожертвования не требуется чьего-либо разрешения или согласия.
  3. Пожертвование имущества гражданину должно быть, а юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению. При отсутствии такого условия пожертвование имущества гражданину считается обычным дарением, а в остальных случаях пожертвованное имущество используется одаряемым в соответствии с назначением имущества.

Юридическое лицо, принимающее пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества.

  1. Если законом не установлен иной порядок, в случаях, когда использование пожертвованного имущества в соответствии с указанным жертвователем назначением становится вследствие изменившихся обстоятельств невозможным, оно может быть использовано по другому назначению лишь с согласия жертвователя, а в случае смерти гражданина-жертвователя или ликвидации юридического лица - жертвователя по решению суда.
  2. Использование пожертвованного имущества не в соответствии с указанным жертвователем назначением или изменение этого назначения с нарушением правил, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, дает право жертвователю, его наследникам или иному правопреемнику требовать отмены пожертвования.
  3. К пожертвованиям не применяются статьи 578 и 581 настоящего Кодекса.

 

Федеральный закон от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ

«О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»

(с изменениями от 05.05.2014 г.)

(извлечение)

 

Статья 1. Благотворительная деятельность

 

Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

 

Статья 4. Право на осуществление благотворительной деятельности

 

  1. Граждане и юридические лица вправе беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность на основе добровольности и свободы выбора ее целей.
  2. Граждане и юридические лица вправе свободно осуществлять благотворительную деятельность индивидуально или объединившись, с образованием или без образования благотворительной организации.
  3. Никто не вправе ограничивать свободу выбора установленных настоящим Федеральным законом целей благотворительной деятельности и форм ее осуществления.

 

Статья 5. Участники благотворительной деятельности

 

Под участниками благотворительной деятельности для целей настоящего Федерального закона понимаются граждане и юридические лица, осуществляющие благотворительную деятельность, в том числе путем поддержки существующей или создания новой благотворительной организации, а также граждане и юридические лица, в интересах которых осуществляется благотворительная деятельность: благотворители, добровольцы, благополучатели.

Благотворители - лица, осуществляющие благотворительные пожертвования в формах:

бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности;

бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности;

бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) выполнения работ, предоставления услуг.

Благотворители вправе определять цели и порядок использования своих пожертвований.

Добровольцы - физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности).

Благополучатели - лица, получающие благотворительные пожертвования от благотворителей, помощь добровольцев.

 

Статья 17. Благотворительная программа

 

  1. Благотворительной программой является комплекс мероприятий, утвержденных высшим органом управления благотворительной организацией и направленных на решение конкретных задач, соответствующих уставным целям этой организации.
  2. Благотворительная программа включает смету предполагаемых поступлений и планируемых расходов (включая оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительной программы), устанавливает этапы и сроки ее реализации.
  3. На финансирование благотворительных программ (включая расходы на их материально-техническое, организационное и иное обеспечение, на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ, и другие расходы, связанные с реализацией благотворительных программ) должно быть использовано не менее 80 процентов поступивших за финансовый год доходов от внереализационных операций, поступлений от учрежденных благотворительной организацией хозяйственных обществ и доходов от разрешенной законом предпринимательской деятельности. При реализации долгосрочных благотворительных программ поступившие средства используются в сроки, установленные этими программами.

 

Статья 18. Поддержка благотворительной деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления

 

 

Примечание.

Указом Президента РФ от 30.09.2015 N 491 с 1 января 2016 года учреждена ежегодная Государственная премия Российской Федерации за выдающиеся достижения в области благотворительной деятельности и утверждено Положение о ней.

 

  1. Гарантируется и обеспечивается защита предусмотренных законодательством Российской Федерации прав и законных интересов граждан и юридических лиц - участников благотворительной деятельности.
  2. Должностные лица, препятствующие реализации прав граждан и юридических лиц на осуществление благотворительной деятельности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3 - 6. Утратили силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ.

  1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления вправе осуществлять поддержку благотворительной деятельности в порядке и в формах, которые не противоречат законодательству Российской Федерации.

 

Центральный банк РФ

Указание от 11 марта 2014 года № 3210-У

(извлечение)

 

«О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства»
 

Приложение № 2

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 9 сентября 2015 г. N ВК-2227/08

 

О НЕДОПУЩЕНИИ НЕЗАКОННЫХ СБОРОВ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

 

В целях недопущения незаконных сборов денежных средств с родителей (законных представителей) учащихся общеобразовательных организаций Минобрнауки России в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации было направлено письмо от 13 сентября 2013 года № НТ-885/08 «О комплексе мер, направленных на недопущение незаконных сборов денежных средств с родителей обучающихся общеобразовательных организаций» и создан сервис обратной связи Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. для сообщений граждан.

Вместе с тем, в адрес Минобрнауки России продолжают поступать жалобы о взимании денежных средств в общеобразовательных организациях на различные цели, в том числе на приобретение учебников и учебных пособий, нужды школы и прочие «добровольные пожертвования». Кроме того, по данным Следственного комитета Российской Федерации в некоторых субъектах Российской Федерации сохранилась практика незаконного взимания с родителей (законных представителей) учащихся общеобразовательных организаций денежных средств на ремонт зданий, оплату содержания службы безопасности, материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, а также другие нужды.

Минобрнауки России еще раз обращает внимание на то, что в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 8 Федерального закона обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования.

Таким образом, установление и взимание с родителей (законных представителей) обучающихся общеобразовательных организаций платы за оказываемые в пределах соответствующего федерального государственного образовательного стандарта образовательные услуги и иные мероприятия, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований соответствующего бюджета Российской Федерации, прямо противоречит законодательству Российской Федерации.

Руководствуясь статьей 4 Федерального закона от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» родители (законные представители) учащихся общеобразовательных организаций вправе индивидуально или объединившись осуществлять пожертвования общеобразовательной организации, в том числе вносить благотворительные взносы, исключительно на добровольной основе.

Также обращаем внимание на то, что в соответствии со статьями 7 и 93 Федерального закона функции по государственному контролю (надзору) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации, а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования на соответствующей территории, переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Следовательно, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие государственный контроль (надзор) в сфере образования, обязаны реагировать на сообщения граждан о незаконных сборах денежных средств с родителей (законных представителей) учащихся общеобразовательных организаций, проводить проверки по данным сообщениям и в рамках компетенции принимать исчерпывающие меры по пресечению и недопущению в дальнейшем незаконных действий.

Дополнительно Минобрнауки России рекомендует актуализировать работу «горячей линии» по вопросам недопущения незаконных сборов денежных средств с родителей (законных представителей) учащихся общеобразовательных организаций.

 

В.Ш.КАГАНОВ

 Приложение № 3

 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

Статья 43 Конституции Российской Федерации гарантирует гражданам право на общедоступность и бесплатность общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

Установление каких-либо денежных взносов (сборов) и иных форм материальной помощи в процессе обучения в образовательном учреждении не допускается.

Если Вы по собственному желанию (без какого бы то ни было давления со стороны администрации, сотрудников образовательного учреждения, родительских комитетов, фондов, иных физических и юридических лиц) хотите оказать школе или детскому саду, где обучается (воспитывается) Ваш ребенок, благотворительную (добровольную) помощь в виде денежных средств, Вы можете в любое удобное для Вас время перечислить любую сумму, посильную для Вашего семейного бюджета, на расчетный счет учреждения.

 

ВЫ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ!

 

  1. Не допускается принуждение родителей (законных представителей) учащихся, воспитанников к внесению денежных средств, осуществлению иных форм материальной помощи со стороны администрации и работников образовательных учреждений, а также созданных при учреждениях органов самоуправления, в том числе родительских комитетов, попечительских советов в части принудительного привлечения родительских взносов и благотворительных средств.

Установление фиксированных сумм для благотворительной помощи также относится к формам принуждения (оказания давления на родителей) и является нарушением Федерального закона от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

При оказании родителями финансовой помощи внесение денежных средств должно производиться на расчетный счет образовательного учреждения.

Согласно Гражданскому кодексу РФ договор пожертвования следует заключать в письменной форме в случаях, когда дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает три тысячи рублей, а также, если договор содержит обещание дарения в будущем.

Родители обучающихся (воспитанников) не обязаны финансировать деятельность по содержанию и охране зданий образовательных учреждений, материально-техническому обеспечению и оснащению образовательного процесса.

Любая инициативная группа граждан, в том числе родительский комитет, попечительский совет и прочие органы самоуправления образовательного учреждения, вправе принять решение о внесении (сборе) денежных средств только в отношении себя самих (членов комитета, попечительского совета), а не родителей всех детей, посещающих данное учреждение.

  1. Администрация, сотрудники учреждения, иные лица не вправе:

- требовать или принимать от благотворителей наличные денежные средства;

- требовать от благотворителя предоставления квитанции или иного документа, свидетельствующего о зачислении денежных средств на расчетный счет учреждения.

  1. Благотворитель имеет право:

- в течение 10 дней со дня перечисления по доброй воле денежных средств на расчетный счет учреждения подать обращение в учреждение (по своему желанию - приложить копию квитанции или иного подтверждающего документа) и указать в нем целевое назначение перечисленных денежных средств;

- получить от руководителя (по запросу) полную информацию о расходовании и возможности контроля за процессом расходования внесенных благотворителем безналичных денежных средств или использования имущества, предоставленного благотворителем учреждению;

- получить информацию о целевом расходовании переданных учреждению безналичных денежных средств из ежегодного публичного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, который должен быть размещен на официальном сайте образовательного учреждения;

- обжаловать решения, принятые в ходе получения и расходования внебюджетных средств, действия или бездействие должностных лиц в досудебном порядке и (или) в судебном порядке;

- сообщить о нарушении своих прав и законных интересов при принятии противоправных решений, действиях или бездействии должностных лиц по телефону в Департамент образования и науки Курганской области (тел. (83522) 64-02-81, в рабочие дни с 08.00 до 17.00), в контрольно-надзорные, правоохранительные органы.

 

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

ЗАКОН И ГОСУДАРСТВО НА ВАШЕЙ СТОРОНЕ.

НЕТ ПОБОРАМ!