В рамках акции «100 баллов для победы» в нашей гимназии прошел психологический тренинг по подготовке к ЕГЭ.

 Читайте статью на страницах сайта Департамента образования Курганской области –Новости ГИА http://don.kurganobl.ru/
В гимназии №30 города Кургана сегодня необычный урок: стулья полукругом, парты по периметру класса. Одиннадцатиклассников готовят к ЕГЭ, а точнее – как справиться с тревогой и страхами перед предстоящими экзаменами. Экзамен - самый ответственный период жизни каждого старшеклассника. Именно на экзамене подводится итог учебной деятельности каждого учащегося. Чтобы успешно сдать экзамен, к нему необходимо хорошо подготовиться не только интеллектуально, но и психологически.


Школьный психолог Светлана Голубева проводит такие психологические тренинги для учеников выпускных классов ежегодно. Главная цель — определить для себя формулу успеха - позитивное отношение к жизни, оптимизм, активность и уверенность в себе, вера в себя, ощущение своих возможностей, следовать этой формуле при подготовке к экзаменам и идти с ней по жизни.
Первое задание, которое получили ребята – выбрать из колоды метафорических карт картинку со своей ассоциацией на слово «экзамен».
— На моей картинке я вижу стену, которую мне предстоит преодолеть, — говорит первый участник тренинга.
— Для меня ассоциация преграды. Ее можно перепрыгнуть, а можно и запнуться, — поясняет другой…

Ответы были разные, как тревожные : «мрак», «тоннель», «напряженность», так и позитивные: «дорога», «путь в жизнь», «лестница к успеху». Это упражнение, по словам психолога, помогает понять, какие эмоции доминируют в преддверии экзамена.
— Это упражнение можно делать самостоятельно. Находить ассоциации можно как словесно, так и визуально через собственный рисунок. Если обозначился негативный фактор, нужно начинать искать внутренний ресурс на преодоление тревоги.
По словам Светланы Голубевой, как правило, ребята больше всего боятся целого клубка проблем: перенапряжение, нагрузки в школе, давление родителей и учителей, страх не оправдать ожидания. Безусловно, это ведет к стрессу у детей. Всех нас каждый день окружают различные возможности, но часто, мы позволяем страху и опасениям помешать нам использовать их. Нам необходим внутренний ресурс, который позволит преодолеть все трудности. И следующее упражнение тренинга как раз позволил ребятам услышать комплименты в свой адрес от других участников тренинга, еще раз убедившись, что именно он самый умный, веселый, общительный, интересный, спортивный, артистичный и пр.
— Мы работаем с нашими антиресурсными и ресурсными состояниями. Нужно проговаривать позитивные фразы, потому что мысли материализуются. Если настраиваться себя на неудачу, говорить «у меня не получится», все действительно не получится. Но и быть слишком уверенным в себе тоже нельзя. Настороженность перед экзаменом — это проявление инстинкта самосохранения, благодаря этому вы сконцентрированы, мобилизованы, — объясняет психолог. Ведь тревожность, хоть и является негативным эмоциональным состоянием, именно тревога иногда мобилизует человека. Недаром, в русском языке есть еще одно значение этого слова – призыв к битве. Организм человека реагирует на этот призыв поступлением в кровь адреналина. Под его воздействием увеличивается сила сердечных сокращений, повышается кровяное давление, дыхание становится более глубоким. Это состояние стрессовое, но именно оно призвано помочь человеку в критической ситуации. Но если стресс приобретает навязчивые состояния, с ним нужно бороться.
На тренинге обсуждались эффективные способы борьбы со стрессом. Собственными способами из личного опыта поделились друг с другом и сами ребята – погулять, послушать музыку, почитать, погрузиться в социальную деятельность.
Были предложены и психологические способы. Чтобы успокоиться здесь и сейчас можно использовать различные техники противострессового дыхания, минутные релаксации (опустить голову, расслабить мышцы лица и шеи, плечи). Если позволяют обстоятельства, покинуть помещение, в котором возник острый стресс. Перейти в другое место, где никого нет, или выйти на улицу, где сможете остаться наедине со своими мыслями, выйти из помещения, где возник дискомфорт.
— Ага, вышел я такой на ЕГЭ погулять! — галдят подростки.
— В коридор выходить разрешается, можно сменить обстановку на короткое время , чтобы успокоиться, — отвечает психолог.
Предлагается и способ выхода из стресса - заняться какой-нибудь деятельностью, все равно какой. Секрет этого способа прост: любая деятельность, особенно физический труд, в стрессовой ситуации служит в роли громоотвода, помогает отвлечься от внутреннего напряжения.
Ученикам рекомендуется использовать и формулы самопрограммирования: говорите себе «Я уверен - у меня все получится»! Помните, какое представление мы имеем о себе и о мире вокруг нас, именно таким образом все и складывается. Мысль материальна,
- повторяет психолог и предлагает ребятам посмотреть видеопритчу о материальности мыслей, которая учит мечтать правильно.
Светлана предлагает ученикам принять это к сведению и вновь вернуться к ассоциативным образам метафорических карт, чтобы попытаться изменить свое отношение к экзамену, по примеру «того самого Мюнхаузена, который сам себя смог вытащить из болота»
— Я выбрала картинку с бабочками. После того, как я хорошо поработаю, меня ждут новые возможности, — показывает иллюстрацию Настя.
— На первой картинке меня пугало одиночество. Сейчас я выбрал такую, где вижу — я не один вхожу в этот этап, — делится Андрей.
— На первой карте я видел стену. В новом образе эта стена видится мне уже, как ступени лестницы, а Радуга на второй картинке для меня от слова Радость, у нее семь цветов, это мои родные, семьЯ, я чувствую поддержку своей семьи, и у меня все будет хорошо,— добавляет Никита.
Именно на такой позитивной ноте тренинг подходит к концу, и окончательной точкой тренинга стала песня «Все зависит от нас самих»


Всё зависит от нас самих,
Ничего в мире нет такого,
Что не подвластно было б нам.

Сочиняй, удивляй, удивляйся, люби,
Без сомнений встречай повороты судьбы.
Смысл жизни ищи и в сомнениях любых.
Помни, что ты сильнее, сильнее, сильнее. Люби.
Выбирай только сердцем своим.
И раскрашивай счастьем своим каждый миг.
Без боязни напротив течения плыви,
Пробуй новое, светлое, помни, что здесь...

Всё зависит от нас самих!

 

Тренинг закончился, ребята ушли с ощущением уверенности, что все у них получится, все будет хорошо.

В индивидуальной беседе после тренинга Светлана высказала свое отношение к ЕГЭ: «Сдача экзаменов в форме ЕГЭ имеет определенные плюсы: сдаешь экзамены всего один раз – только в школе, и экзаменов не так и много - всего 3-5, при этом свободен потом на все лето. Есть возможность подавать документы в несколько ВУЗов, в какой-то ВУЗ всё равно поступишь. Невозможно остаться ни с чем, поэтому я иногда не понимаю, что за истерия вокруг экзаменов. На мой взгляд, прежняя система сдачи экзаменов и в школе и ВУЗе была гораздо сложнее. Никакой особой проблемы, мне кажется, нет. Нагнетают ситуацию учителя и родители».
— Как в таком случае вести себя родителям, чтобы помочь ребенку не бояться экзамена?
— Родители должны обеспечить правильное питание (орехи, фрукты, рыба), помочь соблюдать режим ребенку, не ссориться в семье, не нагнетать и не истерить самим: «Учи-учи-учи, мы за репетитора платим, а ты не сдашь»! Наоборот, нужно постоянно говорить позитивные слова, утверждать в ребенке уверенность, что все у него получится и не забывать по-чаще говорить добрые слова, слова любви: «Сынок, мы тебя любим, как бы не случилось, при любом ситуации, знай - мы тебя любим, мы всегда рядом, мы тебе поможем. Все в жизни решаемо!».
— Как смириться, если ребёнок все-таки не сдал экзамен на нужный балл?
— Взрослые люди должны себя держать в руках. Что мы за взрослые, если сами не будем отдавать себе отчет в своих эмоциях, если сами эмоционируем, то мы не научим ребенка спокойствию. В жизни будет еще много разных трудностей. Экзамены – это не самое страшное. Взрослых, которые в своей жизни уже столько всего прошли, я призываю к здравомыслию. Не сдал – не смертельно, пусть не институт, пусть колледж, пусть армия. Не вините своего ребенка, не нагнетайте, прижмите к себе и скажите: «я тебя люблю…, все делается к лучшему….» Должен преобладать здравый смысл… выруливать в критической ситуации должен тот, кто взрослее и мудрее..

Алена Коновалова, Светлана Голубева.